Характеристика демографического потенциала территории. Демографический потенциал, как основа геодемографической оценки территории

На территории района насчитывается свыше 50 (Пятидесяти) объектов культурного наследия, архитектурные сооружения (культовые и гражданские), археологические памятники и места исторических сражений – воинские захоронения времён Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

Все они находятся в удовлетворительном состоянии. Очистка территорий объектов, текущий ремонт и благоустройство территории мемориалов осуществляется силами Администраций сельских поселений района частично за счёт собственных средств, частично за счёт средств, выделяемых Администрацией района.

На момент обследования воинских захоронений периода Великой Отечественной войны выявлено, что особого внимания требуют мемориалы, расположенные на территории Большеколчевского, Ретяжского, Гостомльского и Бельдяжского сельских поселений.

Вывод: Необходимо произвести обследование состояния всех объектов культурного наследия, распложенных на территории района, с привлечением квалифицированных экспертов для составления программы по их ремонту, реконструкции и благоустройству территорий с перспективой включения их в областные и муниципальные программы по поддержанию объектов культурного наследия.

    1. Социально-экономический потенциал

Социально-экономический потенциал района определяется рядом особенностей его экономико-географического положения, мобилизуемыми природными ресурсами, демографическим, трудовым и производственным потенциалом территории, общим состоянием социальной сферы жизнедеятельности общества. В совокупности эти составляющие отражают способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность; выпускать продукцию, товары; оказывать услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

3.5.1. Демографический потенциал. Занятость населения

Основными характеристиками демографического потенциала территории являются: динамика численности населения, его половозрастная и трудовая структура, степень его экономической активности.

По предварительным данным, предоставленным Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Орловской области, численность постоянного населения на 1 января 2010 года составила 23 тыс. человек и сократилась за 2009 год на 63 человека.

Демографическая ситуация характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, о чем свидетельствуют следующие данные:

2009 г. в % к 2008 г.

на 1000 населения

прирост (+), снижение (-)

Родилось

Естественная убыль

Зарегистрировано:

разводов

По сравнению с 2008 годом общий показатель рождаемости в 2009 году снизился на 4,4 %, показатель смертности увеличился на 7,2 %. В результате несколько возросла естественная убыль населения. Негативным моментом истекшего периода является увеличение числа умерших (на 30 человек). По-прежнему, определяющим фактором процесса депопуляции остаётся превышение количества умерших над количеством родившихся в 1,9 раза (в 2008 году – в 1,7 раза).

Численность населения района за период с 2005 года по 2010 год уменьшилась на 195 человек, что явилось следствием спада в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, сфере услуг.

Показатели естественной убыли населения отражены в диаграмме:

Положительная тенденция по сокращению естественной убыли населения за период с 2005 года по 2008 год явилась следствием роста рождаемости, обусловленной количеством зарегистрированных браков за аналогичный период времени.

В 2009 году по отношению к 2008 году число зарегистрированных брачных союзов уменьшилось на 15 единиц, а число разводов сократилось на пять. На каждые 10 заключённых в 2009 году браков, как и в 2008 году, приходилось пять разводов.

На фоне негативной тенденции по сокращению числа браков в 2009 году и, как следствие, уменьшения рождаемости, уровень смертности превысил уровень рождаемости, что является признаком кризисного развития воспроизводства населения района.
В условиях кризисного развития воспроизводства населения повысилась роль миграции в формировании её численности. В районе сохраняется тенденция миграционного прироста в рамках отдельно взятого периода. За 2009 год в район прибыло 410 человек, покинуло 263 человека. Миграционный прирост составил 147 человек и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 27,9 %.Миграция населения района приведена в таблице:

в том числе:

городская местность

сельская местность

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
Прибыло
Выбыло
Миграционный прирост (снижение)

На фоне сохранившейся тенденции миграционного прироста в рамках отдельно взятого периода анализ динамики позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции его снижения.

Факторами, определяющими численность населения, являются естественное движение или естественный прирост-убыль населения (складывающийся из показателей рождаемости и смертности) и механическое движение населения (миграция). Основная причина снижения численности населения – превышение смертности над рождаемостью.

Миграционная составляющая несет основную ответственность за неравномерность динамики численности населения внутри района.

Миграционное движение населения во многом связано с транспортно-географическим положением и способностью экономики района, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Привлекательность близкого расположения областного центра подталкивает неудовлетворенную чем-либо часть населения области к переезду, особенно это касается молодежи, для которой г. Орёл интересен в качестве места учебы и работы. Такое положение, с одной стороны, порождает отток из поселений способной молодежи, ограничивает размеры миграционного прибытия на территорию самого района, с другой стороны, увеличивает привлекательность всех поселений, расположенных вдоль федеральной трассы «Крым» для мигрантов, лишившихся в силу различных причин дома и работы.

Ежегодное сокращение миграционного прироста наблюдается на территории района, начиная с 2008 года, после резкого подъёма в 2007 году. Абсолютные величины прироста (сальдо миграции) в сравнении с естественной убылью населения имеют отрицательное значение в 2007 и 2009 годах (-50 и –63 человека соответственно). Интенсивность естественной убыли населения в 2005 – 2007 годах превышала 10 чел. на тысячу населения, в 2008 – 2009 годах показатели снизились, и порог интенсивности изменился. Итог 2009 года означает, что миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения. Приток мигрантов наблюдается в сельской местности за счёт переселенцев из бывших союзных республик (их привлекает дешевое жилье на территориях сельских поселений), а отток – в городской местности (ввиду близости областного центра, дающего большие возможности и перспективы для молодёжи).

Сальдо миграции непостоянно – четыре года назад миграционный приток был готов смениться оттоком населения: в 2006 г. из района убыло на 39 человек больше, чем приехало в 2005 году. В среднем за год за исследуемый период в район прибывало 118 чел., выбывало за пределы района 14 чел. Таким образом, имеется достаточно большой резерв увеличения сальдо миграции за счет повышения коэффициента закрепления приезжих и сокращения оттока собственного населения.

Основу внешнего миграционного оборота района в настоящее время составляет внутрироссийская миграция. Среди потока прибывающих международных мигрантов преобладают выходцы из бывших союзных республик.

Из сельской местности население перебирается в городские поселения своей области и, в меньшей степени, в другие субъекты РФ. Устойчивая миграционная убыль сельского населения наблюдается с 2005 года. Приток мигрантов из других регионов является основным фактором, обеспечивающим стабилизацию численности населения района.

Притягательными для мигрантов являются территории основной зоны расселения, а также территории поселений, расположенных вдоль федеральной автомобильной магистрали «Крым». Наибольшая миграционная убыль характерна для периферийных районов, расположенных в местах с плохой транспортной доступностью и наиболее удалённых от районного и областного центров.

Естественное движение населения. Положительные значения (за анализируемый период) естественного прироста не наблюдались в районе с 2005 года. Существующая с 2005 года по 2008 год тенденция снижения уровня превышения показателей смертности над показателями рождаемости по итогам 2009 года изменилась в связи с уменьшившимся числом браков. Минимальный уровень рождаемости в анализируемом периоде наблюдался в 2005 году, тогда число умерших превысило число родившихся жителей в 3,5 раза. Начиная с 2006 года, в районе наблюдается рост рождаемости при понижении уровня смертности, и в 2008 году разрыв между этими двумя показателями сократился до 1,68 раза. В 2009 году уровень разрыва между этими двумя показателями составил 1,88 раза.

Динамика рождаемости определяется факторами социально-экономической ситуации, возрастной и половой структурой населения, его репродуктивным поведением. Анализ этих факторов имеет большое значение для прогноза развития демографической ситуации в регионе и определения перспективной численности его жителей. В последние годы в районе наблюдается спад рождаемости, связанный с уменьшением численности женщин, находящихся в детородном возрасте (15 – 49 лет), в т.ч. в активном детородном возрасте (20 – 39 лет). Кроме того, в 2009 году наблюдался кризисный спад рождаемости, обусловленный многофакторностью составляющих. Существующий уровень рождаемости не обеспечивает нормального замещения поколений: независимо от динамики общего показателя смертности каждое поколение детей будет по численности меньше поколения родителей. В связи с федеральной демографической политикой, направленной на увеличение рождаемости, в ближайшей перспективе можно рассчитывать на преодоление намечающегося спада рождаемости, но на смену многочисленным поколениям женщин в репродуктивный возраст начинают входить малочисленные поколения, рожденные в годы перестройки. Поэтому в среднесрочной и долгосрочной перспективе улучшить демографическую ситуацию в районе только путем повышения рождаемости нельзя. Большое влияние на уровень рождаемости оказывают экономические и социальные факторы.

Района мало отличается от общероссийской структуры:

Возрастно-половая структура населения

Численность населения - всего, тыс. человек

из общей численности населения:

в возрасте моложе трудоспособного
в трудоспособном возрасте
старше трудоспособного возраста

на долю мужчин приходится 45,9 %, на долю женщин - 54,1 % населения. Преобладание женского населения над мужским в общей численности населения наблюдается во всех поселениях района.

Возрастно-половая структура относительно благоприятна для воспроизводства населения и экономического развития: 61 % населения находится в трудоспособном возрасте.

Основная часть трудовых ресурсов концентрируется в п.г.т. Кромы и прилегающих к нему сельских поселениях.

Из характера распределения населения по возрастным группам следует, что в настоящее время в трудоспособном возрасте находится максимально возможная доля населения района. В дальнейшем она будет сокращаться в связи с очевидным переходом в пенсионный возраст многочисленных возрастных когорт и вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения. Численная оценка динамики возрастной структуры населения района приведена в диаграмме:

Наиболее благополучные сельские поселения имеют повышенную численность населения молодого возраста, сниженную численность – пенсионного и нагрузку на трудоспособное население на уровне, близком к среднему по району или ниже.

Выводы:

1. Основной причиной ускоренной депопуляции, более ярко выраженной в сельской местности, является естественная убыль населения, не перекрываемая миграционным притоком. Стабилизация городского населения обусловлена миграционным притоком из сельской местности области, а также извне района. В основе естественной убыли населения лежит высокий уровень смертности населения. Тревожным фактором является рост смертности в трудоспособных возрастных группах.

2. В районе имеется достаточно большой резерв роста сальдо миграции за счет повышения коэффициента закрепления приезжих и сокращения оттока собственного населения путём осуществления широкомасштабных проектов, требующих привлечения большого количества трудовых ресурсов, а также наличия пустующих домовладений, являющихся привлекательными для мигрантов. В настоящее время наиболее привлекательной для мигрантов является основная зона расселения района, а также поселения, расположенные вдоль федеральной автомобильной магистрали «Крым». Осуществление инвестиционных проектов на указанных территориях может быть обеспечено трудовыми ресурсами при условии хорошего транспортного обеспечения соответствующих площадок. Оно будет иметь положительный эффект для исправления ситуации в большинстве депрессивных в демографическом отношении поселений района, поскольку позволит сдержать отток собственного населения, приведет к снижению демографической нагрузки за счет притока лиц трудоспособного возраста. В перспективе прибытие мигрантов трудоспособного возраста приведет к дополнительному росту рождаемости, увеличению численности детей и молодежи.

3. Существующая в настоящее время возрастная структура населения является наиболее благоприятной в экономическом отношении. В дальнейшем в течение ближайших 15 лет по естественным причинам неизбежны относительное снижение доли трудоспособного населения и рост доли пенсионеров. Продолжение внутрирегионального перераспределения трудоспособного населения в пользу городских поселений приведет к прогрессирующей депопуляции сельской местности, поэтому в последующие годы будет все сложнее ставить вопрос о социально-экономическом развитии сельской местности. Чтобы изменить ситуацию на селе путем осуществления отдельных инвестиционных проектов в периферийных поселениях района, поддержки в сельской местности малого предпринимательства (все виды деятельности), агропроизводства и пищевой промышленности, необходимо сделать это в ближайшей перспективе.

Демографический потенциал представлен народами, которые проживают в данном государстве. Демографический потенциал характеризует наличие в стране трудовых ресурсов с т. з. наличия физ. трудовой силы без относительно к ее количеству.

Оценивается по следующим параметрам:

  • 1. количество населения. По данному признаку выделяют 6 групп стран:
    • * страны со сверхбольшим населением - более 500 млн. человек - Китай, Индия;
    • * страны с большой численностью - от 100 до 500 млн. человек - РФ, США, Япония, Бразилия, Индонезия;
    • * страны со средним населением - от 60 до 100 млн. человек - Германия, Франция;
    • *страны с населением ниже среднепланетарного уровня - от 10 до 60 млн. человек - Испания, Италия;
    • * страны с небольшим населением -- от 1 до 10 млн. человек - Австрия, Дания, Швеция.
    • * малые страны - менее 1 млн. человек - Андорра, Монако, Люксембрг.
  • 2. половозрастной состав. Половой состав населения одинаков во всех странах, (примерно равное количестве мужчин и женщин в обществе. Но в возрасте до 25 лет доля мужского населения больше, чем женского, а в возрасте 40-45 лет - наоборот).

Возрастной состав населения различен в зависимости от уровня развития национальной экономики. В развивающихся странах преобладает население в трудоспособном возрасте (18-45 лет), в развитых -устойчивая тенденция старения населения, увеличение доли населения старше 50-55 лет. Старение населения негативно влияет на национальную экономику, т.к. сокращает трудовой потенциал и увеличивает нагрузку бюджет для социальных нужд, соответственно растут налоги. Данную тенденцию старения устраняют путем:

  • 1. увеличения пенсионного возраста.
  • 2. изменения социальной системы в сторону субсидиарности и адресности.
  • 3. стимулирование естественного прироста населения.
  • 4. стимулирование миграции.
  • 3. этнографический состав: по количеству наций в национальной экономике выделяют 4 группы стран:
  • 1) моноэтнические страны (12 стран в Европе и Азии - Япония, Китай, Корея.)- более 95 процентов населения одной нации.
  • 2) страны с доминирующим этносом и равноправными национальными меньшинствами (Англия, Франция).
  • 3) дуэтнические страны (Канада, Бельгия).
  • 4) полиэтнические страны (сосуществуют многие этносы, которые не сформировались в нацию). Большинство стран многоэтнично: на 1 государство в среднем приходится 13-14 этносов.

Большинство стран, которые сформировались как национальные экономики, христианские.

Демогр. потенциал имеет все меньшую роль по мере развития НЭ, т. к. на первый план выходит не столько количество, сколько качество трудовых ресурсов, которое определяется размерами человеческого и гуманитарного потенциала.

дем пот - это нас-, прожив на тер нац г-ва. Деем пот хар-т наличие в стране труд р-сов с т.зр. физ наличия рс безотносительно к ее качеству.

Осн инструменты дем п-ки:

  • 1. стимулир ест прироста нас методами соц п-ки
  • 2. изм пенс сист с целью учета тр вклада кажд раб
  • 3. увел пенс возр
  • 4. стимулир тр акт-ти путем сниж пособий по б-це и бедности
  • 5. стимулир притока в страну минрантов.
  • - Демографический потенциал - это население, проживающее на территории национального государства. Демографический потенциал характеризует наличие в стране трудовых ресурсов с точки зрения физического наличия рабочей силы без относительно к ее качеству.

Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

В основу демографической политики РФ положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ; взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества; координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя: сокращение уровня смертности от заболеваний сердечнососудистой системы за счет создания комплексной системы; профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний; улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения и т. д.

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя: повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям и т. д.

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо: развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей; усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми; создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей и т д.

Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года .

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году: стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; уменьшить отток квалифицированных специалистов.

На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. К 2025 году предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.


Демографические процессы в узком понимании охватывают воспроизводство народонаселения: естественное движение населения (рождаемость, смертность, браки, овдовения, разводы) и миграцию.

В настоящее время в РФ сложилась крайне неблагоприятная ситуация в области воспроизводства населения, которая может быть охарактеризована как затянувшийся демографический кризис, ведущий к необратимым негативным демографическим последствиям.

Действительно, с 1992 года в России смертность населения превышает рождаемость, т.е. числа умерших превышают числа родившихся, в результате чего происходит естественная убыль населения.

Наиболее негативной особенностью современного демографического кризиса России являются беспрецедентно высокая смертность населения, особенно в трудоспособных возрастах. При этом смертность мужчин в трудоспособных возрастах в 4 раза превышает смертность женщин. И на первое место вышла смертность от неестественных причин: несчастных случаев, отравлений, травм, убийств, самоубийств.

Рост смертности в трудоспособных возрастах и повышенная смертность мужчин ведут к увеличению в населении численности вдов и несовершеннолетних сирот, преобладанию в старших возрастных группах населения одиноких женщин.

За последнее десятилетие более чем в 2 раза выросла заболеваемость, причем во всех возрастных группах населения, включая беременных женщин и детей. Глубокую озабоченность вызывает рост инфекционных заболеваний, особенно туберкулеза, сифилиса, СПИДа, а также рост психических заболеваний. Увеличивается потребление алкоголя, наркотиков и табака. Ухудшение здоровья негативно влияет на возможности социализации детей, увеличивает потери из-за временной нетрудоспособности на производстве, приводит к безрадостной старости.

Не менее неблагоприятная ситуация наблюдается в области рождаемости.

Общий коэффициент рождаемости достиг беспрецедентного минимума 8,3 в 1999 г., а затем начал повышаться, достигнув в 2003 г. величины 10,2.(т.е. число родившихся живыми за календарный год в расчете на 1000 среднегодовой численности жителей.). Сейчас в правительстве ведется активная политика, которая должна повысить уровень рождаемости. Сейчас от многих политиков и других деятелей высказываются различные предложения на тему о том, как повысить уровень рождаемости в стране. Почти все они ограничиваются исключительно различными льготами и пособиями семьям в награду за рождение детей. При этом совершенно игнорируется тот очевидный факт, что малодетность присуща богатым странам и богатым слоям населения.

Сокращение численности населения сопровождается его старением.

В начале 2000 года доля населения пенсионного возраста достигла 20,%, увеличившись с 11% в 1960 году, т.е. возросла в 1,8 раза. Одновременно доля детей в населении сократилась с 30% до 20%. Наиболее неблагоприятную возрастную структуру населения имеют районы Центральной России..

Одним из негативных последствий старения населения является утрата им демографического потенциала роста, связанного с тем, что поколения детей больше поколений родителей. С 1964 года, за исключением периода 1986-1988 годов сочетание уровней рождаемости и смертности не обеспечивало замещения поколений родителей поколениями детей. Однако благодаря высокой доли детей в населении естественный прирост населения был положительным вплоть до 1992 года. Теперь этот потенциал полностью исчерпан и наблюдается естественная убыль населения.

В настоящее время в РФ сложилась относительно благоприятная ситуация в области трудовых ресурсов и занятости.

Однако, начиная с 2006 года началось сокращение численности трудоспособных возрастов. В 2016 году останется всего 80,4 млн. человек трудоспособного возраста, т.е. в целом за период с 2006 по 2016 годы сокращение составит огромную величину 9,7 млн. человек. Еще более негативные изменения ожидаются в населении моложе и старше трудоспособного возраста. Численность детей будет постоянно сокращаться. Зоны Севера и Северо-Востока России всегда были слабо заселены и испытывали недостаток в трудовых ресурсах. С закрытием нерентабельных предприятий и угольных шахт в этих регионах выросла безработтица,снизилсы уровень жизни. Это привело к оттоку трудовых ресурсов из отдельных регионов. В целом численность населения продолжает сокращаться и к 2008 г она составила 142 млн. человек.

Положительный прирост населения наблюдается лишь в немногих субъектах населения.

Расширенное воспроизводство населения характерно для республик Северного Кавказа - Ингушетии, Дагестана, в меньшей степени Кабардино-Балкарии.

В целом на долю регионов, имевших в 2002 году(перепись населения) положительный естественный прирост в общей численности населения РФ,приходилось менее 5 %. И прогноз развития демографической ситуации в России показывает,что уже к 2015 году численность населения составит 139 млн человек. Стремительное сокращение численности населения дает основание экспертам ООН прогнозировать, что уже к середине XXI века количество жителей сократится до 80 млн.

Для поддержания необходимой численности населения страны потребуется проведение социально ориентированной экономической и активной семейной и демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создание условий для закрепления мигрантов в России.

Мингалева Жанна Аркадьевна , Зав.кафедрой Национальной экономики и экономической безопасности ГОУВПО Пермский государственный университет, Россия

Игошев Михаил Владиславович , Ст.преподаватель кафедры физической культуры и спорта ГОУВПО Пермский государственный университет, Россия

Formation of the Modern Demographic Potential as the Basis for the Structural Economic Modernization

| Скачать PDF | Загрузок: 81

Аннотация:

Сегодня вопросы формирования и развития демографического потенциала становятся важнейшими в рамках политики экономической модернизации и социально-экономического развития страны и ее регионов. В работе проанализированы факторы развития демографического потенциала России, рассмотрена система их прямых и обратных взаимодействий в процессе формирования демографического потенциала.

JEL-классификация:

В последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения демографических проблем, вопросов развития человеческих ресурсов, физического, духовного и психического здоровья российских граждан, интеллектуального потенциала нации, совершенствования инструментов демографической и семейной политики.

Однако основной акцент в решении демографических проблем в отечественных государственных программах делается на здравоохранении. Хотя за рубежом уже не вызывает сомнения, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения, его психическое благополучие, сокращение смертности и продление творческого долголетия являются действия в рамках самосохранительного поведения.

К сожалению, в России ситуация со здоровьем нации ухудшается из года в год, что значительно затрудняет проведение экономических и социальных реформ . Это связано, среди прочего, с отсутствием в теории и практике социально-демографического регулирования единых базовых понятий, в том числе понятия демографического потенциала, адекватного требованиям современного социально-экономического развития отдельных субъектов национального хозяйства – регионов.

Подходы к трактовке демографического потенциала

До сих пор в научной литературе отсутствует единый подход к трактовке и пониманию сущности демографического потенциала. Как показал анализ, в настоящее время существуют четыре основных подхода к трактовке демографического потенциала.

1. В демографических и статистических работах, а также в исследованиях социо-географов под демографическим потенциалом страны понимается общее число ее жителей. В таком же контексте ведется и количественный расчет его объемов. Такой подход, обладая несомненной простотой и легкостью количественных расчетов, тем не менее, с качественной точки зрения выявления факторов, причин формирования тех или иных тенденций, условий развития, разработки комплекса мер по преодолению негативных тенденций не соответствует задачам социально-экономического анализа .

2. В ряде работ под демографическом потенциалом понимаются исключительно репродуктивные возможности общества, которые определяются численностью репродуктивного контингента активных представителей в составе общности и их детородной активностью. Оценка демографического потенциала проводится на основе расчета этих показателей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной (через 1–2 поколения) перспективе. В более широкой трактовке этот подход выражен в определении демографического потенциала как показателя потенциального роста населения на основе уже сложившейся половозрастной структуры и динамики фертильности, брачности и других частных показателей .

3. Широкое распространение получает представление о демографическом потенциале общества через понятие жизненного вероятностного потенциала, который измеряется числом людей с учетом прожитого ими совокупного времени. Часть исследователей вообще ставят знак равенства между этими понятиями, трактуя демографический потенциал только как жизненный. Этот подход коррелирует с таким направлением в демографии, как «потенциальная демография» .

4. Все чаще начинает применяться трактовка демографического потенциала в контексте человеческого потенциала территории. В этом разрезе демографический потенциал трактуется как количественный и качественный потенциал воспроизводства народонаселения определенной территории (государства, региона) и определяется такими показателями как общая численность населения, его половозрастной состав, динамика роста (убыли) населения, миграционные процессы и т.д. .

Демографический потенциал региона

Ни один из перечисленных подходов не дает надежной теоретико-методологической базы для разработки и применения комплекса мер по улучшению демографической ситуации в стране и ее регионах, обеспечению демографического роста и высокого качества жизни населения, что закономерно требует дополнительной теоретической проработки этого понятия. Кроме того, в российском законодательстве, например в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. , иных нормативно-правовых документах понятие демографического потенциала вообще отсутствует.

В процессе исследования была выявлена такая особенность формирования и развития демографического потенциала в современных условиях, как существенно возросшая зависимость его уровня и состояния от региональной специфики. Это было четко прослежено при сравнительном анализе демографических тенденций в нашей стране, ее отдельных регионах, а также при сравнении России с другими странами и зарубежных стран между собой.

По нашему мнению, под демографическим потенциалом региона следует понимать совокупность деятельностных способностей населения, выражающихся в специфике половозрастной квалификации населения, образовательной и профессионально-квалификационной структуре населения, уровне социальной мобильности, специфике менталитета в конкретной исторической обусловленности.

В свою очередь, демографический потенциал (в первую очередь составляющие его условия для реализации возможностей и реального вовлечения ресурсов, а также способности управляющей системы) зависит от социально-экономического потенциала общества, но в то же время и непосредственно влияет на него. Кроме того, на состояние и развитие демографического потенциала большое влияние оказывают множество разнообразных факторов и условий. При этом анализ факторов должен проводиться в контексте и взаимосвязи с концепцией самосохранительного поведения.

Факторы, влияющие на развитие демографического потенциала

Важность четкого разграничения различных факторов по их сущностным характеристикам и причинам возникновения имеет принципиальное значение с точки зрения разработки механизмов и инструментария воздействия на различные факторы с целью формирования позитивных демографических тенденций и улучшения здоровья населения.

Первая группа (социально-экономические факторы) включает основные системные макроэкономические (общестрановые, региональные) факторы, влияющие на демографическую ситуацию, здоровье населения и демографический потенциал конкретной территории. В определенной степени их можно назвать факторами внешней среды.

Вторая группа (физиологические факторы) объединяет факторы, формирующие демографический потенциал (репродуктивное здоровье, здоровье детей и молодежи, а также здоровье людей трудоспособного возраста). Особенно важными в этом контексте являются показатели здоровья людей трудоспособного возраста (смертность в трудоспособном возрасте от различных причин), а также здоровье детей и молодежи – то есть тех групп населения, которые через некоторое время войдут в трудоспособный возраст и составят основу трудового потенциала и трудового капитала общества.

Третья группа (поведенческие факторы) включает основные факторы субъективного плана, оказывающие влияние как на физическое и психическое здоровье населения, так и на репродуктивные тенденции и традиции. Традиционно к поведенческим факторам относят широкий круг традиций и привычек, чаще всего включая в него характер питания, досуга, порядок употребления лекарств, наличие вредных привычек, регулярность занятий физкультурой и спортом, характер трудовой деятельности, социальную мобильность и активность населения и т.д. .

Как показывают многочисленные исследования, поведенческие факторы в значительной степени зависят от факторов внешней среды, а также от информационных факторов. Так, например, формирование в обществе отношения к своему здоровью как жизненной ценности в значительной степени зависит от пропаганды данных поведенческих установок, их широкого распространения в обществе, всемерного государственного поощрения данного типа поведения.

Четвертая группа (информационные факторы) оказывает особое влияние на социально-демографическое развитие общества и здоровье населения. Информация оказывает прямое и быстрое воздействие на основные модели поведения, на настроения населения и его отношение к тому или иному явлению, включая репродуктивные установки.

Пятая группа (институциональные факторы). Их выделение в отдельную группу достаточно условно и сделано в первую очередь с целью выявления основных условий формирования эффективных управленческих воздействий на остальные группы факторов (и отдельные факторы) в направлении формирования позитивных демографических тенденций, изменения поведенческих установок. Об этом более подробно писалось в работе «Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения» .

Что касается групп социально-экономических и физиологических факторов, то влияние на них и роль институциональных факторов проявляется через формальные правила (институты) и, прежде всего, систему законодательства. Однако объем и степень воздействия здесь другие. На социально-экономические условия жизнедеятельности общества воздействует вся система законодательства, начиная с конституции и наиболее фундаментальных законов о правах человека и заканчивая отдельными нормативными актами в конкретной области (экологии, жилищно-бытовой, здравоохранении, образовании, трудовых отношений и пр.).

Все вышеизложенное требует усиления внимания к вопросам формирования и развития демографического потенциала территорий в контексте задач структурной модернизации экономики. + 7 495 648 6241

Источники:

1. Вишневский А.Г., Васин С.А., Зайончковская Ж.А. Демографический и трудовой потенциал России // Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / Под ред. Д.С. Львова. – М.: Экономика, 1999.
2. Журавлева И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: Дисс. … д-ра социол. наук. – М.: Институт социологии, 2005.
3. Игошев М.В., Мингалева Ж.А. Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2010. – № 2 (96). – С. 40–45.
4. Игошев М.В., Мингалева Ж.А. К вопросу о преодолении негативных тенденций в формировании качественных характеристик населения // Российское предпринимательство. – 2010. – № 4, выпуск 1. – С. 22–26.
5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.112008 № 1662-р (в ред. Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р).
6. Петраков Ю.Н. Микроанализ демографического потенциала сельского населения Брестской области как существенного фактора регионального развития // Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». – Минск: ГУ «БелИСА», 2006. – 156 с.
7. Федотовская Т.А. Демографический потенциал России // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации / Информационно-аналитическое управление аппарата Совета Федерации ФС РФ. – М., 2001.
8. Филимонова Н., Краснослободцев В. Демографический потенциал и экономические перспективы муниципалитета // Практика муниципального управления. – 2010. – № 4.
9. Шалмуев А.А. Основные составляющие потенциалов регионального развития // Экономическое возрождение России. – 2006. – № 4(10). – С. 57–62.

Демографический потенциал и стимулирование рождаемости

Нетто-коэффициент воспроизводства населения к 2014 г. достиг 83% замещения материнского поколения дочерним. Однако режим воспроизводства населения остается суженным, несмотря на весьма заметный рост этого показателя с начала 2000-х годов.

Насколько длительны позитивные тенденции? Демографические прогнозы предсказывают неблагоприятные перспективы. В этой связи важно оценить резервы повышения рождаемости. Оценки резервов рождаемости базируются на данных о рождаемости населения, не практикующего контрацепцию, по ним определяются биологические стандарты повозрастных коэффициентов рождаемости и возможный минимум ее уровня. Расчет индекса гипотетического минимума естественной рождаемости (ГМЕР) в России (и в Вологодской области) свидетельствует о наличии значительных резервов. Как видно из табл. 1, ГМЕР за межпереписной период (с 1989 г. по 2010 г.) снизился с 48,7 до 38,6%. Это свидетельствует о сокращении численности когорт женщин в репродуктивном возрасте. Соотношение индекса ГМЕР и общего коэффициента рождаемости показывает уровень реализации естественной рождаемости. Она за тот же период несколько увеличилась - с 31,5 до 32,4%.

В рассмотренный период индекс ГМЕР снижается, свидетельствуя об ухудшении возрастной и брачной структуры населения. На фоне распространения практики внутрисемейного контроля рождаемости, убывания потребности в детях, это актуализирует исследования репродуктивного поведения и способов воздействия на него.

Таблица 1. Общие коэффициенты рождаемости, гипотетический минимум естественной рождаемости и степень реализации ГМЕР

Россия

Вологодская область*

ГМЕР

Реализация ГМЕР, %

Общий коэффициент рождаемости

ГМЕР

Реализация ГМЕР, %

в промилле

в промилле

Источники : Антонов А.И., В.А. Борисов. Лекции по демографии. - М., 2011. - 592 с.. С. 204], оперативные данные Росстата о естественном движении населения. - Режим доступа: http://www.gks.ru ; расчеты автора.

Источники :
* по данным Вологдастата;
** по данным переписей населения 2002, 2010 гг. - Режим доступа:
http://www.perepis2002.ru/mdex.html?id=9 ;
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm .

Мониторинг репродуктивного потенциала населения в Вологодской области, начиная с 2005 г., позволяет фиксировать предпочитаемые числа детей, условия реализации репродуктивных намерений .

Средние предпочитаемые числа детей показывают среднюю детность семей, которая при определенных условиях может быть достигнута. Результаты опроса жителей Вологодской области, как и итоги Российского обследования репродуктивных планов, свидетельствуют о том, что в обществе закрепилась и активно реализуется в повседневной жизни норма малодетности. Осознавая, что представления о детности не всегда совпадают с фактическим числом рождений, следует понимать их роль: до 50% рождаемость определяется репродуктивными планами семьи и личности , которые довольно устойчивы на протяжении всей жизни . Предпочитаемые числа детей показывают условно вероятные границы повышения суммарного коэффициента рождаемости.

Идеальное число - то количество детей в семье, которое было бы наилучшим вообще, для «идеальной» семьи. Особенность его оценки заключается в отстраненности от личных обстоятельств, это условный норматив, действующий в обществе. На начало исследования его среднее значение составляло 2,06, а к 2014 г. увеличилось до 2,12. На наш взгляд, это результат активной информационной политики, сформировавшей мнение о существовании и необходимости решения «демографической проблемы».

Проецируя на себя, свои личные предпочтения, респондент говорит о том, сколько детей он хотел бы иметь при всех благоприятных условиях. Желаемое число детей - это проекция потребности в детях. Для ее удовлетворения населению достаточно, в среднем, двоих детей. С точки зрения обеспечения воспроизводства населения, это - режим простого замещения поколений, но его динамика неблагоприятна (среднее желаемое число детей сократилось с 2,2 в 2005 г. до 2,0 в 2014 г.).

Наиболее близок к значению коэффициента фертильности показатель ожидаемого числа детей. Это то число детей, которое люди реально планируют иметь, учитывая существующие условия . Если условия жизни улучшаются, ожидаемое число может быть превышено. Например, после обращения Президента России Законодательному Собранию в 2006 году, произошел рост значений планируемой детности, люди ощутили внимание к проблемам семьи, способствовала оптимистичным настроениям и стабилизация социально-экономического положения в стране.

В период 2005-2011 гг. среднее ожидаемое число детей увеличилось с 1,77 до 1,86, в 2014 г. показатель снизился до 1,81. Это может свидетельствовать о «затухании» эффекта мер демографической политики, введенных в период 2006-2012 годов.

В сельской местности размер семей традиционно более высок, чем в семьях горожан. Реализация потенциала сельских жителей - один из стратегических резервов повышения рождаемости. Однако в 2014 г. зафиксировано заметное снижение установок детности в сельской местности по сравнению с 2011 г.; средние предпочитаемые числа детей были меньше, чем у городских жителей (табл. 2). Вероятно, это обусловлено «стиранием границ» между городом и селом в плане жизненных ценностей, притязаний к образу и уровню жизни .

Таблица 2. Средние желаемое и ожидаемое число детей в Вологодской области

г. Вологда и г. Череповец

Районы

В среднем

Желаемое

Ожидаемое

Желаемое

Ожидаемое

Желаемое

Ожидаемое

Источник

Главными препятствиями (как и способствующими условиями) увеличения рождаемости жители региона видят в проблеме материального положения и жилищную неустроенность. Вместе с тем, несмотря на ограниченную достоверность их ответов , следует отметить заметный рост значимости ценностного фактора: в 2005 г. только 8% населения области считали, что рождаемость ограничивается приоритетом карьеры, стремлением «пожить для себя» против 16% в 2014 г. (табл. 3). На 94% увеличилась частота выбора такого фактора, как «риск остаться без работы», что подчеркивает актуальность проблемы занятости женщин, совмещения трудовой деятельности и репродуктивной.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, препятствует увеличению рождаемости в нашей стране?» (в % от числа опрошенных)

Факторы

2014 г. к 2005 г., %

Ранг

Плохие жилищные и материальные условия большинства семей

Нестабильное экономическое положение

Риск остаться без работы

Приоритет карьеры, стремление «пожить для себя»

Заботы, связанные с уходом за детьми

Рождение неполноценного ребенка

Источник : Мониторинг репродуктивного потенциала населения в Вологодской области.

Проведенное исследование свидетельствует о распространении малодетности. Увеличение рождаемости за счет роста доли многодетных семей потребует поиска и использования всех возможных ресурсов для формирования условий «перевыполнения» репродуктивных планов, что в первую очередь связано с влиянием на представление о семье и родительстве, их успешным совмещением с другими сферами жизни.

Оценка эффективности демографической политики

Биологический (естественная рождаемость) потенциал повышения рождаемости не исчерпан, но ограничивается демографическим поведением. Репродуктивное поведение относится к малодетному типу с ориентацией на 1-2 детей и превалированием психологических репродуктивных мотивов.

Помехи к рождению желаемых детей, в основном, находятся в зоне материально-бытовых проблем и «неуверенности в завтрашнем дне». Немаловажную роль играет страх потерять работу, что вскрывает целый комплекс проблем рынка труда, в том числе и его нового для российской правовой сферы вида - репродуктивного.

Демографическая политика стимулирования рождаемости имеет эффект, но ограничивается желаемой детностью. В связи с этим важно не только создавать условия для реализации желаемых рождений, но активировать работу по формированию репродуктивных установок молодого поколения. Это задача официального политического курса государства с привлечением в первую очередь воспитательного ресурса системы образования, средств массовой информации, социальных служб.

Регулярный поиск новых эффективных инструментов демографической политики позволит снизить «затухание» результативности предпринимаемых мер. На наш взгляд, на сегодняшний день существует угроза «перекоса» поддержки рождения детей второй и более очередности.

С учетом роста в молодежной среде распространенности идеологии добровольной бездетности, важно поддержать и рождение первенцев. Изучение образа жизни современной молодежи, ориентированной на нуклеарную семью, эффективное совмещение репродуктивного и продуктивного труда, карьеры свидетельствует в пользу уральской демографической школы, ратующей за официальное признание репродуктивного труда как вида трудовой деятельности, требующего соответствующих компетенций и оплаты.

Перспективным представляется пересмотр системы налоговых преференций семьям с детьми. Более ощутимый для бюджета «выигрыш» станет не только материальным ресурсом, но инструментом психологического воздействия. В связи с реформированием пенсионной системы, планируемым повышением пенсионного возраста введение новой системы индексации размера пенсии в зависимости от детности так же будет иметь значение для большей части россиян.

Бодрова В.В. Репродуктивное поведение и репродуктивные права населения России в переходный период // Народонаселение. - 1999. - № 2. - С. 79-90; Пальцева Т.В. Формирование репродуктивной установки // Семья в России. - 2004. №4. - С. 26-35.
Андреев Е.М., Бондарская Г.А. Можно ли использовать данные об ожидаемом числе детей в прогнозе численности населения? // Вопросы статистики. - 2000. - № 11. С. 60.
Нечипоренко О.В. Становление многоукладности в аграрной сфере российского общества и эволюция адаптационных стратегий сельского населения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. - М.: РОС, 2012. - 1 CD ROM. - С. 5124-5132; Пациорковский В.В. Сельско-городская Россия. - М.: ИСЭПН РАН, 2010. - 390.
Архангельский В.Н. Мнения о «помехах» к рождению детей в семье и о действительных трудностях реализации желаемого числа детей // Демографические исследования. - 2010. - №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=320#_ftnref5 http://base.garant.ru/191961/